Суббота, 30 мая 2020 г. Ўзбекча | O‘zbekcha | Русский | English

Рубрики статей

Главная / Национальная идея / Виды идей

Национальная идея

Категория: Национальная идея – Виды идей;
Автор: Рузимурадов С, Айматов А

Материальные и духовные интересы и цели социальных классов, слоев, групп, сословий, племен и наций, народов и государств выражаются в добрых или злых, созидающих и разрушающих идеях. В обществе некоторые из этих идей действуют в качестве национальной идеи.

У каждой нации существует свойственная и соответствующая ей национальная идея. Такое положение одна из закономерностей общества. Какой бы ни был регион земного шара, вместе с формированием разных наций, формируется их национальная идея. По мнению джадидов, национальная идея должна исходить из сущности истинных потребностей, вековых традиций, самобытности и, естественно, из возможностей. Содержание национальной идеи каждой нации определяет перенесенные ею на протяжении многих лет политические, правовые, экономические и природные условия, события и явления.

И поэтому, в полном смысле этого слова, смысл и содержание понятия национальной идеи составляют свобода, мир, человечность, доброта, верность самоотверженность, взаимная доброта, великодушие, дружба и добросердечность. Национальная идея по своей сущности идея, которая обобщает, объединяет и мобилизует к единой высшей цели интересы нации.

В ней очень большое значение имеют идеи, являющиеся общими для всей нации. Например, такие идеи, как расцвет Родины, мир в стране и благосостояние народа входят в ряд общенациональных идей. По мнению Президента Республики Узбекистана Ислама Каримова « Под национальной идеей мы понимаем самые добрые мечты и стремления, надежды и цели каждой нации, переходящие из поколения в поколение, почитаемые на протяжении многих веков, пускающие глубокие корни в сердце каждого человека и всего народа, превратившиеся в его духовную и жизненную потребность и, если представим себе самые добрые мечты и стремления, надежды и цели, то я думаю, что этим мы выразили содержание и сущность данного понятия». Нация, осознавшая свою национальную идею, свою самобытность и превратившая это в смысл и содержание своей жизни, должна жить в свободной и благоустроенной Родине, в противном случае она может исчезнуть как нация.

Не будет преувеличением, если будем говорить, что национальная идея имеет важное значение в жизни каждой нации и других этнических представителей, живущих рядом с ней и что она является ещё одной закономерной ступенью прогресса человечества.

Национальная идея каждой нации, прежде всего, в сознании и сердце членов этой нации посредством исторической памяти нации переходит из поколения в поколение, обогащается новыми идеями, шлифуется.

Эти идеи, находят свое выражение в обычаях и привычках, обрядах, свадебных обрядах, в устном творчестве, в его философских, религиозных политических, правовых, моральных, художественных взглядах и менталитете. В частности, национальные идеи нашего мудрого народа встречаются в созданных им поэмах, пословицах и поговорках, легендах и сказках, в «Авесте» и в других древних памятниках письменности, в произведениях великих предков, в наставлениях Амира Темура, в стихах великого просветителя Алишера Навои и во взглядах других известных ученых. Например, такие народные пословицы как «Если себя считаешь мужественным, считай другого львом», «Черная душа – раненная душа», «Правда раскроется и через сорок лет», «Не будь вороной согнешься, лишишься тёплого местечка», «Доброта ведет вперед, зло к могиле», «Пока в своём уме, закрой подол», «Родина мать- золотая твоя колыбель» проявление нашей национальной идеи.

Мы можем говорить, что в последнее время некоторые идеи, высказанные нашим Президентом Исламом Каримовым исходя из перенесенных нашим народом хороших и плохих дней, поражений и побед, из его культурно-нравственной жизни, стали национальной идеей современной эпохи и это не будет ошибкой. По мнению нашего великого писателя Султанмурода Олима, идея, высказанная нашим Президентом «Узбекистан государство с великим будущим»-стала господствующей идеей.

Кроме этого, идеи, высказанные Президентом Каримовым, такие как «Родина священна, как и место поклонения», «Не построив новый дом, не разрушай старый», «Мы на свете не хуже других», «Наш дом -Туркистан», «Эта любимая Родина -наша», «Родина –одна», «Каждый день каждый должен делать добрые дела», «Сила –в знании и идеологии» стали актуальными национальными идеями нашего времени.

Национальная идея, воплотившая в себе прошлое, сегодняшнее и завтрашнее нации, выразившая его коренные интересы и цели, является формой социальной идеи, служащей прогрессу.

Национальная идея по своей сущности отражает цели и задачи, решаемые в краткие или долгие сроки и касающиеся судьбы нации. Во время второй мировой войны в оккупированной фашистами Франции «оказание сопротивления»поднялось до уровня национальной идеи, и с освобождением Франции потеряло своё значение. Практическое значение вопроса национальной идеи для нашей страны в том, что мы с самого начала испытываем переходный период. Каждый народ в поворотных точках своей истории, в первую очередь, решает вопрос идеологии, проблему формирования социальной идеи, которая составляет её основу, является своего рода осью и выполняет роль объединяющего ядра. Именно в это время может появиться условие для формирования идеологий, защищающих интересы различных слоёв населения. Если это так, то нельзя допустить разрозненности нации, общества. В противном случае политические, правовые, экономические реформы теряют своё значение, на пути независимости появится преграда.

Для нас национальная идея, национальная идеология – источник душевно –нравственной силы, научная основа в стремлении жить, преследуя точные цели на пути независимости, в стремлении построить свободную и процветающую Родину, свободную и благоустроенную жизнь, что является конечной нашей целью.

Духовность и национальная идея это органически взаимосвязанный друг с другом процесс. Только с гражданами, имеющими новое мировоззрение, мы сможем построить новое общество.

В настоящее время национальная идея имеет свое место и роль в формировании нового мировоззрения, потому что в ней выдвинуты идеи, воплотившие в себе такие национальные и общечеловеческие ценности, как мир в стране, патриотизм, зрелая личность, религиозная терпимость, межнациональное согласие, социальное содружество, благосостояние народа. Значит, имеется большая возможность воспитания у молодежи такие чувства, как чувство добра, патриотизма, стремление к зрелости, любви к родине, ценить мир.

Национальная идея выражает в общей форме высший идеал нации, её долгосрочные цели, мечты и надежды, волю, так сказать, свойственные ей исторические претензии.

Она должна в простой и понятной форме, в двух словах, выразить сущность общества, к которому мы стремимся и строим. Под основным содержанием национальной идеи понимаются цели, выраженные в ней, т.е. конкретные цели в национальной идеях развития составляют его основное содержание. Эти цели состоят в создании свободной и процветающей Родины, свободной и благоустроенной жизньи или в построении в нашей стране правового демократического государство и свободного гражданского общества.

Сущность и содержание национальной идеи, её цели и задачи -обоснованное учение в произведениях И.Каримова. Его содержание состоит в следующем:

 пробуждение исторической памяти, извлечение урока из прошлого и быть критерием самосознания;

 выполнение функции идейного флага, соединяющего коренные интересы нашего народа и членов общества;

 воплощение в себе понятий и чувств, системы прекрасных и жизненных идей; положительно воздействующих на сердце и сознание человека;

 умение показать самый удобный путь, дающий возможность осуществлять мечты и желания каждого гражданина;

 одинаково относится ко всем народностям, национальностям, социальным слоям и религиозным представителям;

служить формированию на высшем уровне в сознании и сердце населения нашей страны такого чувства как «Узбекистан – единая Родина»;

- иметь содержание социального феномена – общественного явления, превосходящего идеологию разных наций, слоев, религиозных представителей, политических партии и социальных групп;

- не абсолютизировать какое-нибудь мировоззрение или не превращать какую-нибудь силу, партию или группу в политическое оружие;

- внедрение в себя любой идеи и умение противостоять любой жестокой идее;

- быть свободным от таких пороков, как субъективизм, волюнтаризм и быть объективной идеологией, опирающейся на беспристрастный взгляд общественности;

- умение объединять слово с делом, теорию с практикой;

- с изменением эпохи уметь рекомендовать новые и новые средства претворения самовыражающих идей, целей и желаний, т.е. быть находчивым и творческим, способным быстро приспособляться к новым обстоятельствам.



Опубликовано: 2020-05-30 19:01:03; Просмотров: 23099 раз;

 

©: 2012 – 2020. Самарқанд Давлат Университети.
Сайт материалларидан тўлиқ ёки қисман фойдаланилганда веб-сайт манзили кўрсатилиши шарт!