Среда, 27 мая 2020 г. Ўзбекча | O‘zbekcha | Русский | English

Рубрики статей

Главная / Национальная идея / Виды идей

Религиозная идея

Категория: Национальная идея – Виды идей;
Автор: Рузимурадов С, Айматов А

Религиозными идеями называются идеи, составляющие основу каждого религиозного учения и течения, религиозных вер и убеждений. Например, по религиозной теории индийцев душа в мире переселяется, в этой жизни он у человека, в другой жизни она переходит другому живому существу.

В исламской религии проблема жизни и души решена в свойственной ей теории.

Человек рождается один раз, жизнь уходит в небытие, а душа путешествует из земного мира в вечный мир, на основе воздаяния получает наказание или награду. Со временем политеистические религии, которые опираются на мысль о многобожии, уступают место монотеистической религии, основанной на идее единобожия.

Идея единобожия нашло отчетливо своё выражение в национальных религиях (например, в иудаизме), особенно в религиях мира – христианстве и исламе. В частности, в религии ислама на основе идеи единого Аллаха сформированы все его догматы, устои, требования и обязанности.

В религиозных идеях всё в мире: процесс, события, человек, его будущее и другие выражаются на основе признания существования бога и его чудодейственного воздействия и мощи, загробной жизни, ада и других божественных сил и явлений. Прежде чем продолжить наши суждения о религиозных идеях, мы приведем мысли Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова изложенные 6 декабря 2001 года, на седьмой сессии второго созыва Олий Мажлис Республики Узбекистан: «Сегодня мы должны неоднократно утверждать, что нужно сохранить истинную сущность нашей религии, показать насколько чисты и священны её смысл – содержание, что религия для нас на протяжении многих веков является живительной силой в сохранении нашей самобытности (своей сущности), самых лучших ценностей наших поколений и должны внедрять эту истину в сознание людей». В этих словах Президента четко и ясно указаны, насколько важны сегодня религиозные идеи. В истории человечества религиозные идеи занимали важное место, сыграли в известной степени положительную роль в решении судеб государства и определяли развитие общества.

В настоящее время идеи исламской религии имеют большое значение в воспитании молодежи. Поэтому знание нашим народом религиозных идей и хранение их в своем сознании и сердце являются очень важной и актуальной задачей.

В Коране и Хадисах изложены крайне необходимые для человека священные (созидающие) идеи. Например, в Коране выражена идея, что бог дарует сердцам верующих мусульман покой.

По-нашему, в этой краткой фразе выражены очень важные для жизни каждого человека мысли. Только человек со спокойным сердцем, т.е. уверенный, тихий замечает милостивость бога к нему, получает удовлетворение от своей жизни, потому что в таком состоянии он начинает по- своему чувствовать, что жизнь его настолько яркая и полна счастья. Даже, если этот человек беден, теперь он ни в чём не чувствует нужды, потому что его сердце охватили духовный подъем, удовлетворенность, светлые, сладкие чувства и блаженство.

В некоторых Хадисах выражены следующие ценные идеи, т.е. «Самое большое несравненное, что может дать отец сыну – это правила приличия», «Терпение – ключ всех радостей и веселий» и «Аллах любить в каждом деле кротость».

Наши соотечественники Исмаил ал- Бухари и Ат-Термизи известны в исламском мире как великие мухаддисы. Одной из неповторимых религиозных идей являются идеи суфизма и единства бытия (вахдати вужуд). В научной литературе даётся характеристика суфизма как науки обучающей морали, избавления от плохих качеств в сердце человека, как указывающей пути достижения добрых качеств в сердце человека, обучающей правилам достижения высокого ранга так называемого положения «зрелой личности» после прохождения духовных, нравственных ступеней и, наконец, как науки, излагающей секреты догмы тавхида. Значит, суфизм наука, направленная на воспитание души, морали, на разыскивание путей духовной зрелости, достижение истинны разными упражнениями. Правда, иногда существует стремление толковать её как божественную науку. Например, имам Газзоли считает, что суфизм направляет сердце только Аллаху и лишение – полное прекращение связи с другими вещами, кроме Аллаха. Взгляд на суфизм как на особую реальную действительность ещё резче выражается и бросается в глаза у Ибн Холдуна. Он пишет: «Суфизм - это по настоящему продолжение в молитве, обращение к Аллаху, отречение от украшений и удовольствий, богатства и славы, на которые многие обращают внимание, отделение от народа ради богослужения, чтобы находиться в уединении». Да, во времена халифата усилилась погоня за личной выгодой, богатством, красотой.

Суфийцы ради сохранения истинных призывов в исламе выразили своё отрицательное отношение к усиливающимся недостаткам. В последующие века, особенно под влиянием учения накшбандиев, вопросы человеческого долга и ответственности заняли место в суфизме, сохранилось отшельничество, уединение, так как пути суфизма, тариката, духовного совершенствования были разнообразными, некоторые исследователи считают его невозможным ставить в готовую философскую систему. Например, Ж.С.Трименгэм пишет: «Суфизм никогда полностью не присоединится к профетической системе ислама, суфизму разрешено существовать бок о бок с исламом». На самом деле тарикаты (пути духовного совершенствования) могут быть вне ислама, особенно во время широкого распространения исламской религии и усиливания в нем фанатизма, ни один шейх не осмелился объявит свой путь духовного совершенства как отдельную от ислама действительность, как идею, учение. Поэтому даже если философско – суфийские взгляды Ибн аль Арабия оказывали влияние на все пути тариката, ни один шейх не осмелился это открыто признать, потому что он хорошо знал, что будет очернен исламскими фанатиками. «Но всё равно вожди тариката, несмотря на их согласованность с шариатом, не смогли избежать подозрений фанатиков. И до сих пор продолжается толкование суфийской философии как взгляда, противоречащего исламу, даже продолжают ставить его против ислама.

Философия суфизма - ядро религиозно- философской идеи, склонной рационализировать взгляды суфийского учения с умственной теоретико- философской сущностью, связанной с жизнью человека, а культуру ислама со вселенной – человеком – концепцией социума. Даже если взгляды Ибн аль-Араби и Мансура Халлоджа не в полной мере подходят к исламской догматике, нельзя отрицать их исламские основы. Единство бытия (вахдати вужуд) обогащает ислам, раскрывает сущность мировых взглядов в нем, помогает осознать близость между божественностью и человечностью. Необходимо отдельно утверждать то, что смотреть на суфийскую философию как на противоречащей исламской религии и учению, во- первых, приводит к лишению самой привлекательной в исламском учении идеи зрелой личности теоретико-философской основы, во-вторых, приводит к взгляду считать сам суфизм как чуждый, не относящийся к учению ислама, враждебный взгляд. Это не приносит пользы ни самому суфизму, ни учению ислама. Поэтому мы считаем, что необходимо смотреть на единство бытия как на составную часть исламского учения и философии. Следующие мысли И.Комилова подтверждают обоснованность нашего взгляда: «Суфизм, вобрав в себя многовековые опыты прогрессивного мышления Востока, развил его, объединил также такие науки как религия и философия, смысл и единство, слово и знание преданий(хадисов), стремился взаимно связать божественные и мировые науки. В результате суфизм превратился в явление, определяющее образ мышления и нормы морали человека Востока».

Религиозное мировоззрение, являющееся нравственной основой формирования религиозных идей, имеет своеобразное место. Исторически второй формой мировоззрения является религия. Слово религия с арабского означает убеждение, веру, верить. Подобно мифам, в основе религии тоже лежат убеждения, чувства и эмоции. Даже если ростки религии появились в начальных стадиях формирования мировоззрения «умного человека», т.е. приблизительно 40-60 тысяч лет назад, в целом, в качестве самостоятельной формы мировоззрения она появилась позднее, в частности, в эпоху заметного усиления способности абстрактного мышления человека под воздействием мифа. Религиозное мировоззрение – соответствующее поведение и своеобразное действие, основанное на вере людей в сверхъестественные вещи (боги, «высший разум»,какой -то абсолют).

Если в мифологии существует сильная вера к традициям, к авторитету сказателя, т.е. старейшины, то в религии на первом месте стоит вера в сверхъестественные вещи, а авторитет духовенства, сказителей от имени высших сил, играет второстепенную роль.

Таким образом, религия является сложным духовным формированием и социально-историческим явлением, в нём, неизбежно, на первое место ставится убеждение(вера) и оно всегда стоит выше знаний.

Основные функции религии. По сравнению с мифом, функции религии сложнее.

Различают следующие функции религии:

• функция формирования мышления отвечает на вопросы когда и зачем появилась вся вселенная и как проявляется в этом всемирная роль сверхъестественной силы;

• коммуникативная функция обеспечивает определенный тип общения и межличностных связей, помогает сплочению и целостности;

• функция приведения в порядок определяет соответствующие нормы и правила, приводящие в порядок поведение людей;

• компенсаторная функция дополняет место недостающей информации, внимание, заботы, не даёт заметить отсутствие смысла жизни, будущего и т.п., т.е. в обыденной жизни дополняет место неудовлетворенных потребностей.

Основные корни религии. Религия возникает в качестве законного явления, которое имеет глубокие корни, насыщающие веру человека в необычные вещи и явления. Психологический корень религии, прежде всего, имеется в природе человека, и он независимо от уровня развития человеческого интеллекта и способности критического мышления, всегда проявляется не только в понимании, осознании, но и в желании верить и даже как его потребность.

Гносеологические корни религии с разумной точки зрения мир в своем разнообразии кажется человеку безгранично сложным. По мнению Фараби «Только тогда, когда составляются теоретические и практические законы, когда разрабатываются пути убеждения, обучения, воспитания людей, появляется и укрепляется религия. Из- за этой религии масса может получить достаточно знаний для счастья и блаженства». Человек осознает только часть окружающей его вселенной. Именно по этой причине мир для человека полон таинств и чудес. Человечество не способно, опираясь только на ум, доказать или отрицать многие вещи, которым он верит, но не способно найти ответ на вышеупомянутые таинства и чудеса. Как утверждает психологии «слишком трудное задание притупляет ум», человек перед неразрешимыми проблемами чувствует себя беспомощным и легко заполняет умственные аргументы вымыслами и сверхъестественными вещами.

Социальные корни религии в обществе связаны с усилиями людей изменить или победить имеющиеся всегда в обществе неравенство, бедность, несправедливость.

Несправедливость и несовершенство земного мира создают безвыходность и отчаяние, последние упомянутые чувства легко превращаются в уверенность, что существует жизнь на том свете. Между тем каждая религия учит, что настоящая жизнь на том свете. Человек, столкнувшись с проблемами, трудностями и не сумевший найти в реальной жизни себе опору, надеется на сверхъестественные силы и обращается к тому свету. Он верит в них, находит успокоение и утешение и, в конце концов, смиряется с судьбой.



Опубликовано: 2020-05-27 01:53:16; Просмотров: 4236 раз;

 

©: 2012 – 2020. Самарқанд Давлат Университети.
Сайт материалларидан тўлиқ ёки қисман фойдаланилганда веб-сайт манзили кўрсатилиши шарт!