Суббота, 30 мая 2020 г. Ўзбекча | O‘zbekcha | Русский | English

Рубрики статей

Главная / Национальная идея / Виды идей

научная идея

Категория: Национальная идея – Виды идей;
Автор: Рузимурадов С, Айматов А

Идея как продукт мышления человека возникает в процессе изучения, познания национально-культурного наследия, общечеловеческих ценностей, социально-духовной жизни, окружающего мира.

Все формы социального сознания: наука, философия, религия, искусство и художественная литература, мораль и право создают определенные идеи, опираются на них и развивают их. По мнению профессора С. Мамашакировича, на основе формы, содержания, социально-этнических, масштабных и других принципов идеи можно группировать следующим образом:

научные (естественно - научные или социально гуманитарные, обоснованные или гипотетические, истинные или ошибочные, относительные или абсолютные и т.д.);

религиозные идеи (как повеленные, от бога или неповеленные, политеистические или монотеистические);

философские идеи (как идеологические или материалистические, теистические или атеистические, монистические или дуалистические, плюралистические;

художественно-литературные идеи как красота или уродливость, величественность или низость, трагичность или комичность;

моральные идеи как доброта, благодеяние или злодейство, доброта или зло;

правовые идеи как справедливость или несправедливость, равенство или неравенство;

социально-политические идеи как групповые, сословные, классовые, партийные, национальные, общечеловеческие;

местные, региональные, общечеловеческие и другие идеи.

Научные идеи- научные мысли, появляющиеся в качестве эффективности развития науки, результата научных открытий, составляющие основные принципы, главные правила различных отраслей науки.

Наука развивается непрерывно и безгранично и в этом процессе устаревшие, не подтвержденные взгляды на практике меняются местами новыми научными идеями.

В древности греческие философы Левкип и Демокрит ввели понятие «атом» как самой маленькой неделимой частицы тел. Птолемей и Аристотель до астрономии Улугбека считали центром вселенной землю. Геометрия Евклида, механика Ньютона, учение Дарвина были основаны на самые передовые научные идеи своего времени.

Сегдняшний прогресс науки неоспоримо доказал деление атомов на маленькие частицы, что не земля является ценром вселенной. Была создана квантовая механика, теория наследственности и много других открытий.

В науке существует три тактовки категории идеи.

1 трактовка: одно из широко используемых в разных философских системах понятий. Вопрос содержания и происхождения идеи, соответствие или несоответствие действительности, превратился в объект постоянной дискуссии.

Понятие идеи в большинстве философских системах было использовано относительно формы высокого прогресса развития души.

В частности, существовало толкование, что она сформировалась как чувственный образ в результате отражения предметов, как субъективное отражение объективной действительности.

Например, у Гегеля идея содержание и созидающая всех вещей. В своем логическом развитии она проходит объективные, субъективные и абсолютные ступени.

Идея была одна из центральных категориий философии Платона. В ней идея выражает мир трансцентдента истинного мира. Таким образом, идея трактовалась от античного периода до эпохи Возрождения как онтологическая, с нового периода как гносеологическая в качестве формы, служащей познанию человеком мира. Такой диспут- дискуссия проявилась и в борьбе между рационализмом и эмперизмом.

Ко времени философии XX века вышеуказанные трактовки идеи исчезли, она, в основном, стала широко использоваться в качестве синонима понятия формы научного познания.

При оценке идеи с точки зрения гносеологии она означает следующее:

во-первых, в качестве творческой, конструктивной и составной части человеческого сознания;

во- вторых, в качестве образного отражения внешнего мира в сознании субъекта;

в-третьих, в качестве осознания человеком событий и проишествий в обществе и природе;

в-четвертых, в качестве проявления воздействия человеческого сознания по отношению к внешнему миру и жизненным ситуациям;

в- пятых, в качестве ранее не существующей, несущей в себе новость, мысли.

2 трактовка. Идея своего рода особая форма научного познания. Идея одна из форм, отражающих действительность как научное доказательство, как проблему, предложение, теорию. В идее существует указание о необходимости изучения в дальнейшем данную действительность в том или ином направлении. С этого момента она будет иметь направляющую специфику. Например, действие, направленное на познание существования атомов, деления на атомов, нахождения основы вселенной, сущности субстанции.

Для превращения идеи в прогрессивный фактор, она должна иметь общий научный уровень знаний при определенных условиях общества, быть готовой принять новое знание, проверить его возможность, утверждать или отрицать, иметь орудия, средства, материально – финансовые ресурсы. В противном случае она останется в качестве определенного, культурно – просветительского события. Так случилось и с идеей Беруни «В полушарии Запада имеется суша».

Неготовность общества принять это привело к такому положению.

3 трактовка. В широком смысле слова, эта мысль, не существовавшая ранее, но несущая в себе новость. Такое положение находит свое яркое выражение в мысли «У меня появилась идея».

Каждая идея имеет социальное значение и, обычно, эти определенные идеи появляются в сознании отдельно взятых лиц. А через некоторое время они распространяются на различные слои общества, распространяются среди разных народностей и наций, новое поколение воспитывается под воздействием идей, имеющихся в обществе.

Они впитывают в свои убеждения определенные взгляды и идеи, которые, в свою очередь, создают новые идеи и пропагандируют их. Идеи возникают в процессе изучения, познания культурного наследия, общечеловеческих ценностей, социально – духовной жизни, окружающего мира. Все формы социального сознания – наука, философия, религия, искусство и литература, мораль, политика и право создают определенные идеи, опираются на них и развивают их. Научные идеи, в основном, это научные мысли о содержании и сущности природы, общества и мышления человека, природных и социальных процессах, важных особенностях и свойствах вещей. Научные идеи отличаются друг от друга своей глубиной и общностью. Если некоторые научные идеи выражают сущность вещей, то другие отражают их внешние стороны. Например, идеи об изменении генов растений и их цвета являются тому примером. Содержание и сущность каждой научной идеи из года в год обогащаются и расширяются новыми данными (сведениями).

Например, научные идеи о лучах солнца из года в год углубляются новыми данными. Если в прошлом философы высказывали мысли о зрелой личности, то теперь в мировой философии создаются ёще более углубленные идеи. Обычно, идеи создаются как научные гипотезы и предположения, после их испытания на опытах и теоретического обоснования превращаются в истинную научную идею.



Опубликовано: 2020-05-30 15:59:54; Просмотров: 3665 раз;

 

©: 2012 – 2020. Самарқанд Давлат Университети.
Сайт материалларидан тўлиқ ёки қисман фойдаланилганда веб-сайт манзили кўрсатилиши шарт!